Медиафасад является одним из элементов городского архитектурного дизайна. Чаще всего его стараются вписать в общий фон городской подсветки. Издалека медиафасад выглядит как экран телевизора очень больших размеров, по которому показывают рекламу, видеоролики, текстовые сообщения. Чтобы медиафасад был виден издалека, его стараются разместить на большой высоте, например, на стенах высоких зданий. Иногда подобную конструкцию размещают на крыше, а чтобы был обзор со всех сторон, устанавливают вращающийся механизм.
Первые медиафасады появились около ста лет назад. Их родиной являются США. В начале прошлого века в США началось массовое производство дешевой электроэнергии. Ее стали использовать не только для промышленных и бытовых нужд, но и для освещения городов. Дешевое электричество позволило создавать не только функциональную подсветку, но и художественную. Уже к середине прошлого века все крупные города с наступлением сумерек заливались огнями.
Первые медиафасады имели те же функции, что и сейчас. Обычно они использовались для рекламы. На стенах зданий размещались конструкции из множества ламп накаливания. Чтобы оживить картинку, часть ламп периодически закрывалась экранами или выключалась, создавая на фасаде иллюзию движения. Пробовали пневматическое управление медиафасадами, гидравлическое и даже ручное. Но все эти способы имели существенный минус: оборудование для них было громоздким и ненадежным. Но с этим приходилось мириться вплоть до бурного развития электроники, когда управлять подсветкой поручили электронным блокам.
Источники света тоже менялись со временем. Сначала использовали обычные лампы накаливания. Их минусом было высокое энергопотребление и низкий срок службы, такие лампочки приходилось часто менять. Позже появились люминесцентные и неоновые лампы. Они были экономичнее, но трубки не всегда подходили для создания медиафасадов, поэтому часто продолжали использовать лампы накаливания. На новый уровень внешний вид и качество медиафасадов вышло с изобретением и началом массового производства светодиодов. Их несомненные преимущества в очень низком энергопотреблении, длительном сроке службы, компактных размерах и возможности давать световой поток разного цвета, что очень быстро оценили дизайнеры и художники.
Современный медиафасад представляет собой экран большого размера, состоящий из светодиодных линеек или модулей. Линейки крепятся на специальную подсистему, модули монтируются открыто, в алюминиевом профиле к подсистеме или идут в составе сетчатой конструкции. Сетка, выполняющая роль каркаса, делает медиафасад значительно легче. Благодаря гибкости такой медиафасад можно монтировать не только на плоских стенах.
Группа их трех светодиодов (красный, зеленый, и синий) называется пикселем. Иногда в состав пикселя добавляют светодиод белого свечения. Чем меньше расстояние между пикселями, так называемый шаг, тем более качественную картинку можно получить на медиафасаде. Если шаг пикселей большой, то такой медиафасад нужно располагать на достаточном расстоянии от зрителя, чтобы он видел общее изображение, а не каждый пиксель в отдельности. Самые качественные медиафасады, соответственно, являются и самыми дорогими.
Основное преимущество медиафасадов в том, что они не имеют ограничений в способах подачи информации. На медиафасаде можно показывать рекламные ролики, использовать его как бегущую строку, демонстрировать заставки и даже транслировать в режиме онлайн концерты, спортивные мероприятия и новостные репортажи.
Если вы решили установить медиафасад, то надо начинать с работки проекта. Далее согласовывать его в контролирующих инстанциях, закупать оборудование согласно проекта и монтировать медиафасад. Оптимально, если все работы от проекта до монтажа медиафасада проведет фирма, которая занимается этим профессионально. Окончательная стоимость медиафасада может составлять несколько тысяч долларов за квадратный метр. Кажется, что это очень дорого, но нужно учитывать, что в сумму входит стоимость проекта и его согласование, стоимость оборудования, арматуры для крепления медиафасада и стоимость самой работы.
Современные светодиодные медиафасады появились не так давно. Безусловно, они будут совершенствоваться, избавляться от недостатков и становиться дешевле. Никто не сомневается, что со временем они станут массовым явлением, определяющим ночной облик наших городов.