Медиафасады. Что это?

12 апреля 2017

Элементы городской световой архитектуры начали бурно развиваться около ста лет назад в США, когда началось массовое производство дешевой электроэнергии. Новые электростанции не только покончили с дефицитом электричества, но и сделали его доступным. В крупных городах помимо функционального освещения стали использовать и художественное. Ночной вид городов быстро и разительно менялся.

Тогда же пришли к выводу, что стены многоэтажных зданий являются прекрасным носителем информации, так как видны на большом расстоянии, особенно верхние этажи. Стали думать, как эту информацию представлять, и решили, что оптимальным вариантом будет световая конструкция. Так появились первые медиафасады, прообразы современных.

Сначала световые рекламные конструкции делали статическими. Из электрических ламп собирали картинку или надпись. Лампы включали, и изображение становилось видно на большом расстоянии. Чуть позже придумали динамические изображения. На фасаде здания крепилось большое количество ламп. Они включались и выключались в определенной последовательности. Со стороны выглядело, как будто изображение совершает движения или меняется надпись. Понятно, что подача информации в динамике гораздо эффективнее, поэтому начались работы по совершенствованию систем управления. За век таких систем сменилось очень много. Сначала были ручные, когда оператор в определенной последовательности включал и выключал лампы. Позднее пробовали пневматические и гидравлические, не отличавшиеся надежностью и удобством в работе и обслуживании. Развитие электроники и появление компьютеров привело к созданию современных медиафасадов и систем управления медиафасадами, которые практически не меняются последние двадцать лет.

Лампы накаливания, применявшиеся для создания картинки сто лет назад, потребляли много электроэнергии и часто перегорали. Позднее им на смену пришли флуоресцентные и неоновые лампы, а их сменили светодиоды, как самые надежные и экономичные. Сейчас идут работы над созданием и запуском в массовое производство цветных жидкокристаллических панелей большого размера. Не исключено, что через 5–10 лет мы увидим совершенно другие медиафасады.

Современный светодиодный медиафасад состоит из следующих основных элементов:

  • Несущая конструкция (подсистема)

Предназначена для крепления медиафасада к монтажной поверхности. Конструктивно зависит от качества (материала) монтажной поверхности и самого медиафасада.

  • Линейки или модули медиафасада

Управляемое световое оборудование. Линейки используются при создании уличных медиафасадов для трансляции видео и изображений высокого качества. Модули чаще используются в художественном освещении для организации динамических световых эффектов. Также модули медиафасада могут идти в составе сетки. Медиафасады на основе сетки чаще используются в интерьерах при создании экранов с высоким разрешением. Благодаря гибкости такие медиафасады можно монтировать не только на плоские стены.

  • Система управления

Современный медиафасад — сложная инженерная конструкция. В основу системы управления медиафасадом входят контроллеры, датчики. Контроллеры реализуют заложенную программу, а датчики посылают информацию об уровне внешней освещенности и о состоянии всех элементов медиафасада. Это позволяет днем включать медиафасад на полную яркость, а вечером и ночью яркость свечения светодиодов автоматически снижать.

  • Крепеж и электрические кабели

Их назначение понятно и без дополнительного описания.

Сейчас главная функция медиафасада — трансляция рекламных роликов. Медиафасад может показывать городские новости, концерты и массовые мероприятия, проводимые в городе, а так же просто служить для украшения здания. По сути, функция медиафасада практически не изменилась за сто лет, а просто обросла новыми современными технологиями.

Существуют медиафасады, покрывающие всю стену здания от цоколя до верхних этажей. Их основная задача — не реклама, а привлечение внимания. Такие конструкции больше напоминают масштабное световое шоу и представляют собой воплощенный в свете сгусток инженерной и архитектурно-художественной мысли.